Пенелопа

«Пенелопа» — рассказ, написанные в 1962 году. Произведение входит в авторский цикл «Аптекарский остров»

Сюжет

Сюжет незатейлив – главному герою, Лобышеву, должны выплатить зарплату, о чем он, крайне умело избежав встреч с начальством, узнает в бухгалтерии. А поскольку до объявленного времени «икс» остается целых три часа, он решает потихоньку улизнуть и прогуляться по любимому Невскому. Солнечный осенний Проспект будит мысли, ненавязчивые вопросы «почему?», «зачем?», «как?», в общем-то, не портящие прогулки. Единственное желание героя – уйти от этой серой обыденности, надоевшей бытовухи, просто наслаждаться и как можно меньше задумываться о приземленном, лишь тешить себя счастливыми и сладкими размышлениями. Уж и не зная, чем себя занять на эти часы, он случайно утыкается взглядом в надпись «Колизей» и также неожиданно для себя покупает билет на фильм «Одиссей». И даже хочет в какой-то момент уйти оттуда, хоть и потрачены деньги на билет, ведь понятно, что увидит он обычную киношную муть… Но все же он заходит в темную парадную, ведущую ко входу в кинотеатр. И по случайному стечению обстоятельств там, в полумраке, заводит знакомство с девушкой. И им обоим это знакомство кажется величайшим проявлением удачи и счастья – повстречать такого симпатичного человека, да и где – в кинотеатре, месте, просто предназначенном для подобных случайных свиданий. В таком блаженном состоянии его и настигает реальность: выйдя на свет, он видит, мягко говоря, малопривлекательную особу, небрежно одетую и нелепо постриженную. Сказка, скрывавшаяся в полумраке, на свету оказалась крайне нелицеприятной реальностью. И это раздвоенность есть и в самом герое: одна его половина живет еще сумрачной надеждой, чувствует, что та пленительная красавица, которую он представлял себе в темноте парадной, уже стала его и душой, и телом, а вторая – хочет бежать подальше от чудовища, цепко держащегося за его рукав, преданно и влюблено глядя в его глаза.

По рассказу «Пенелопа» был поставлен одноименный аудиоспектакль.

Мир ощущений главного героя. Вроде как лёгкая вещь, но одновременно постоянно ловящая тебя самого на мысли, — а как бы я себя вёл в такой ситуации? Очень воздушный, просто очаровательный спектакль, благодаря под настроение подобранной музыке, шумовому оформлению.

В одном из интервью Андрей Битов сказал, что название «Пенелопа» для рассказа возникло чисто случайно, возможно потому, что она «ждущая». И главная героиня тоже ждет. Она ждет и предчувствует предательство со стороны Лобышева, ведь его поведение соответствует закону общества, общества, которое отталкивает ее просто за то, что она не попадает под высокую мерку, навязанную желающим существовать в нем. Не жить, а именно существовать, вечно настороже, с оглядкой на остальных. И, возможно, для Лобышева то зарождавшееся нежное, человеческое, что он почувствовал в полумраке парадной, было единственной каплей жизни в море вранья, предательства, пресмыкательства перед стандартами. И пусть столь трагичный финал этой статьи не тревожит вас – спектакль действительно стоит того, чтобы его посмотреть и проникнуться чем-то теплым и добрым, что есть в нашей жизни.